Видений добавила прекрасно сохранившаяся старинная церковь 10 века. Мы разместились на ночлег в приюте для паломников, устроенная в пристройке, которой более 600 лет. У падре в кабинете стоят старинные книги. На вопрос сколько лет этим фолиантам, небрежно бросает – приблизительно 800. Невольно рука тянется прикоснуться к переплету таких древностей, которые, быть может, видели многих великих и знаменитых людей, помнят лихие и благостные времены итальянской и мировой истории. И смогли пережить войны, разрушения. Слава великой культуре, и спасибо ей за то что смогла сохранить историю свою и традиции!

Холодный вечер, в спальне холодно, толстые древние стены сохраняют прохладу, которая очень кстати в жару, но сейчас, пока нет отопления, холодновато. Греемся в кухне, там есть плита и все необходимое для того, чтобы приготовить себе ужин.

А что будем делать, если дождь будет и завтра? У нас осталось всего несколько дней для путешествия.

День 29 (21.10.11)

Но оказалось, что дождь кончился ночью. Утром даже солнышко проглядывает. Тучи ходят фиолетовые, но дождя нет.

Выдвинулись в сторону Radicofani. Дорога опять идет по вершине холма и  радует нас потрясающими панорамами. Крепость и город на холме урывками освещаются яркими лучами солнца, которые упрямо пробиваются сквозь фиолетовые тучи. Далеко на горизонте очень высоко на холме в облаках парит большая крепость в резными башнями.

Только теперь нам понятна степень нашего везения с погодой. К ногам липнет размокшая после дождя глина, ботинки становятся тяжелыми, просто неподъемными. Приходится временами их чистить. Радует то, что с неба не льется вода. Да и солнце, на радость нам, победило-таки нападки ненастья и светит нам тепло и весело.

Сегодня проходили симпатичный городок, возникший в старину благодаря тому, что здесь на поверхность пробиваются термальные воды. Видимо, лечебные. Здесь же бассейны римских терм. Очень многое сохранилось от римлян. Бассейны, куда каскадами по каналам стекает, равномерно распределяясь, вода, лишняя и отработанная вода водопадами стекает вниз по скале в реку.  Очень живописно. И на удивление, здесь много художников с мольбертами. Так много в одном крохотном городке мы видим впервые.

Что касается самих термальных ванн, могу сказать, что мы даже не пытались принять вынны. Во-первых, это все за деньги. Во-вторых, нам идти надо. И в-третих, все эти процедуры в Италии только по рекомендации или по рецепту врача. Это значит, что тебе нужно посетить доктора, заплатив деньги, ну а потом.... Понятно? В одном из курортов с с минеральной водой нам отказались просто дать попробовать воду, даже по глотку!

А дальше полная ерунда с дорогой. Видимо, настоящий путь пролегал издревле по долине, лежащей между холмами. Теперь там идет шоссе. И устроители современного пути, решив избежать автомобильного трафика и не нарушить интересов фермеров – владельцев полей и лугов, поставили указатели так, что пришлось по скользкой грязи среди полей нарезать лишние километры. Сказать - карабкаться в крутую горку – ничего не сказать! Горка оказалась километра 1,5 - 2. Дорога раскисла до такой степени, что ноги проваливаются по щиколотку в мягкую красную глину, временами перемешанную с навозом. Проходишь 100 метров. Стой! Чисти обувь! На каждой ноге килограм по 5 грязи. Все для того, чтобы оказаться в месте, которое мы видели как на ладони с предыдущего холма, и куда ведет напрямую шоссе. Вот в этом месте, начиная от терм, точно надо идти по шоссе. Ни минуты не сомневаясь. Одно хорошо – проходили дом, около дома ящик с грушами. Набили карманы отменными фруктами!

Сегодняшний переход по плану должен быть 32,8 км. Очень много. Так вот, пройдя километров 24-25 по скользкой дороге, мы решили на автобусе добраться до Radicofani. И тут выяснилось, что автобус туда ходит один раз в день в 19.30. Совсем темно будет. Нам не подходит. Находится этот Radicofani высоко на горе в стороне от шоссе. Карабкаться туда 9 км (по плану) строго в гору. Мы не решились. Та самая башня-крепость на горизонте, что парит над всеми окрестностями и есть тот самый Radicofani. На следующий день мы встретили двух француженок – пенсионерок, они нам поведали интересную историю. Оказывается, они ночевали в той деревушке, откуда мы поехали в Aquapendente. И путь их до Radicofani составил  17 или 19 км. Мы задумались. Как это? 25+17 никак не выходит 32,8. Так вот, хотим вас предупредить: все расстояния, указанные в путеводителях и других источниках информации, очень относительные величины. У нас обычно возникает чувство сильной усталости, когда мы проходим 23-24 км – 7 часов ходьбы. Считаем пройденные километры исходя из средней скорости 3-4 км в час. Иногда мы идем быстрее, но медленнее вряд ли. Иногда это чувство возникает задолго до окончания дневного маршрута. Может, где то и есть истинные величины переходов, но нам это не известно. Думайте, кому и чему верить и что выбирать: переночевать в доступном месте или остаться без сил посреди бескрайних полей.

У нас ыбора нет, остался всего один день до Рима. Все равно пройти пешком оставшийся путь мы не сможем. Сил не осталось. И мы решили доехать до Aquapendente.

С трудом нашли монастырь, женский на этот раз. Нас подвез туда местный житель, хотя мы его об этом не просили. Так что, еще раз спасибо добрым итальянцам. Сами мы ни за что не нашли бы его. Или нашли бы, но потратив уйму сил и времени. А уже темнело. Только вот, из-за такой любезности местного жителя мы не успели купить ничего съестного. Вот история! От добра добра не ищут. Но в монастыре нас накормили и ужином и завтраком.

День 30.

Подумали мы –подумали, посмотрели карту и поняли, что этот последний для пути день мы потратим, чтобы добраться до Рима.

И надо же было такому случиться – как раз перед зданием комунны, куда мы пришли за информацией, мы увидели двух теток, говорящий по-русски! Мы к ним. Оказалось, что две уже немолодые тетушки из Молдавии работают здесь сиделками и живут здесь без малого 10 лет. Одна из них кинулась нас провожать до автобуса, затащила в кафе, угостила нас кофе и всем посетителям взялась рассказывать о том, что русские идут в Рим. Тут-то мы и узнали, что билеты на автобус надо покупать в кафе рядом с остановкой. Мы попрощались сердечно с доброй женщиной, которая в свои 65 работает сиделкой у глубоких стариков в итальянской глуши, обеспечивая всю свою семью в Молдавии и оплачивая обучение внука.

Мы сели в автобус, теперь надо прокомпостировать билет. Мучаемся с компостером, вдруг сидящая рядом женщина заговаривает с нами на родном для нас языке. Вот это да! Так много совпадений. Женщина, кстати, из Украины.

Вполне успешно доехали до Рима. Весь путь пролегал по предместьям Рима, практически все время по населенным пунктам. Много людей. Не очень чисто и как-то не очень ухожено. Проезжали и очень красивые места. Сказывается близкое присутствие мегаполиса. Еще раз, правильно мы сделали, поехав на автобусе. Тяжело, наверное, идти все время по узким тротуарам среди людей и по проезжей части автомагистрали.

Автобус остановился на конечной станции. До центра надо ехать на поезде. Между делом прямо на станции съели по куску замечательной пиццы. Сели в поезд, «засраный» на редкость. Доехали до центра и решили пешком идти в приют. Прошли довольно долгий путь через весь исторический центр, мимо Villa Borgeze, Plazza di Venezia, справа остался Ватикан. Протолкались через толпы туристов и оказались в большом приюте при женском монастыре. Нашли мы его не сразу – номер дома в нашей ценной табличке указан неверно. Вместо 51 написали 15. По этому адресу кафе, и никто не знает о приюте. Пришлось поймать любезную женщину и попросить позвонить в приют для уточнения адреса. Ну вот, нам снова придали нужное направление. Мы подходим к дому, а нас уже встречают на улице. Без цветов и оркестра, но с дружескими пожатиями рук и гостеприимством.

Приют этот специально устроен, как конечный пункт для пилигримов. В высокий сезон здесь бывает много народу. Вот в чем, оказывается, секрет нашего одиночества в путешествии! Многие итальянцы отъезжают от Рима километров 100-150 и идут неделю-две. Вот вам и Via Francigena! Но есть и такие, кто идет из самой Англии. Сегодня познакомились с испанцем, который как раз идет из Англии через всю Францию, Швейцарию и Италию уже 2,5 месяца. А ему, кстати, далеко за 60. Вот это да!

Сегодня здесь немного людей, но есть. Комнаты отдельно для женщин, отдельно для мужчин. Оспитальеро Марио и Дельфина приветливы и предупредительны. С очевидным почтением, терпеливо помогают справиться со стиральной машиной, все объясняют и обещают ужин. А поскольку мы устали, решили не портить замыленным глазом впечатление о вечном городе, решили отложить его осмотр на завтра.

Немного помогли Марио на кухне, хоть он и отказывался. Среди прочего он приготовил невероятной вкусноты перцы. Рецепт такой: сладкий перец целиком запекается в духовке, затем очищается от кожицы и семян, режется. Туда же добавляется чеснок, орегано и оливковое масло.

Время еще есть, и мы решаемся сфотографировать Колизей на закате. Очень недалеко от приюта (километра 2-3 или нам теперь все недалеко?) расположен римский театр и Колизей. Удались и впечатления и фотографии.

Вечером, перед ужином, нас ждал удивительный ритуал, уходящий корнями в века. Оспитальеро, прочитав молитву, с истинным уважением, омыли нам ноги. Мы побороли свою неловкость с трудом.

Ужин был отменным, с вином, чрезмерно обильным для привыкших к ограниченной пище пилигримов.

День 31.

Встав пораньше, пока не очнулись туристы, мы бодрым шагом понеслись осматривать Рим. Нарезав несколько километров по вечному городу, на ходу пытались сформулировать свое к нему отношение. Потрясли древние римские развалины. Вот умницы римляне, обо все она заботились, и об управлении, и об образовании, и о гигиене, и о развлечениях,  и о дорогах. Словом, обо всем, что составляло основу их успешной не одну сотню лет государственности.

Не очень симпатично выглядели в наших глазах устроители католических церквей на месте римских храмов. Будто не могли иным образом самоутвердиться. Видимо, не могли. Слаб человек, жаждущий власти, все равно какой.

Колизей Велик.

Оказавшись невзначай около Ватикана, хотя этого и не было в наших сегодняшних планах, мы увидели конец публичной церемонии посвящения в кардиналы. Мы не успели подойти близко, она закончилась, и Папа ушел, вернее уехал на папамобиле. Мы расстроились, что не поняли Марио, он ведь что-то объяснял нам на итальянском. Как жаль, что не поняли, наверное, красивая была церемония.

Привыкнув ходить пешком, мы протоптали многие улицы, площади, дворы. Налюбовались дворцами, памятниками, наслушались уличных музыкантов на уютных площадях, заглянули в картины уличных художников, посидели в тишине и роскоши церквей. И постепенно оказались в тени парка Виллы Боргезе. Вот в эту галерею мы решили заглянуть, уж очень рекомендовали нам ее наши друзья. Силы оставили нас, и мы вздремнули на травке парка.

В галерее Виллы Боргезе нас ожидал подарок. Очередь в кассу была совсем небольшая, и мы пристроились в ее хвост. Вдруг какой-то служащий музей спросил, не нужны ли кому билеты. Ну и чего стоять в очереди? Нам нужны! На вопрос о цене билетов, он заявил, что это подарок. Вот так бесплатно (а не за 18 Евро) мы попали в галерею!

Утомленные, мы прибрели в приют, были обрадованы ужином, вином и гостеприимством Марио и Дельфины. Компания за столом разноязычная. Здесь пилигримы из Голландии, Франции, Италии, Испании. Но разные люди здесь объединены одной идеей, им вместе интересно и весело.

Все спать. Завтра у нас визит в Ватикан.

День 32.

Ватикан. Мы должны предъявить наши паспорта пилигримов и получить сертификат. Мы показываем сбоку от входа в Базилику святого Петра красивому швейцарцу. О, это отдельный исторический рассказ. На протяжении нескольких сотен лет у швейцарской гвардии контракт на охрану Ватикана и Папы. Красавцы гвардейцы, подобранные по вековому шаблону, безупречно вежливы, ни капли надменности или неприязни к назойливым зевакам, какая-то породистая почтительность к каждому. Где их учат такому терпению?

Так вот, мы показали паспорт и были препровождены в бюро пропусков. Нам выдали пропуск визитера и пропустили на территорию. Там, в одном из административных зданий, мы заполнили анкеты. Нам не дали побродить по святым закоулкам Ватикана, но, приставив сопровождающего (по виду точно местный КГБшник), проводили в Базилику. Там шла месса, куда простые смертные не допускались. Под звуки божественного пения Сикстинской капеллы, мы посетили могилу почившего Папы Иоанна-Павла 2. Такая вот привилегия пилигрима, доступная немногим.

Затем каждому из нас вручили красивый документ на какой-то невероятной бумаге за подписью одного из кардиналов. С тем и отпустили.

И мы пошли в музей Ватикана. Нельзя же не пойти. Встав в очередь, мы влились в толпу страждущих чудес. Так, эта толпа стиснула нас и внесла нас в музей. Отлично отлаженная машина выдачи билетов и организации просмотра интегрировала нас в толпу и понесла по галереям, залам, переходам и бог весть еще каким помещениям, забитым сокровищами. Нам очень хотелось впитать впечатления, сунуть нос в витрины, шкафы, постоять перед картинами и скульптурами, но неумолимая толпа не давала ни сантиметра пространства для души. Только глаза и ноги. И никак нельзя было изменить маршрут, надо все пройти до конца, даже если ты этого больше не хочешь. Все ДОЛЖНЫ увидеть Сикстинскую капеллу с ее знаменитыми фресками! Так думает толпа. И она добирается в капеллу, проходит ее в течение трех минут и вытекает удовлетворенная. А может, это только мы такие избалованные, желаем насладиться, а не просто окинуть взглядом. Все. Теряя сознание от отсутствия воздуха, тупости толпы и разочарования, вырываемся на воздух. Нет, разочарование не от музея, он великолепен, а от сознания того, что мы практически ничего не увидели. Наслаждаться надо в одиночку. Нам это не дано.

Так и прошел день Уставшие мы приползли в приют. Эта наш последний вечер на Via Francigena. И прошел он в кругу единомышленников. Марио делился планами паломничества в Иерусалим. Мы завидовали. Пили вино, смеялись. Завтра в 5 часов утра подъем и в аэропорт. Кстати, такси из Рима до любого аэропорта стоит 35 евро. На экспрессе от центрального вокзала по 12 евро с каждого плюс метро до вокзала. Получается не намного дешевле. Втроем так совсем хорошо.

Жаль расставться с Римом, с дорогой, с новыми друзьями, но ведь это не последний наш путь. Путь для пилигрима не кончается никогда.

И всегда помни, друг мой, что Бог всегда даст тебе то, что тебе действительно нужно.