День 21.

Вот ведь подлый тип, этот дяденька из музея. Он нам сказал, что по тропе до Sarzana всего 17 километров. Близко и интересно. Мы и пошли.

Два высоких перевала по козьим осыпающимся тропам извивающимся по краю пропасти. Скользкие камни, хорошо, что нет дождя, по мокрой тропе вообще бы пройти не смогли. Как не свалились? Бог уберег.

Но это стоило того!!!!  Мы видели чудо!!! Город Bibolo. Величественный город!

На высокой скале над городом возвышается неприступная крепость. Вернее, сегодня только ее гордые развалины. Зато над долинами высоко плывет город, вход в который ступенями ведет под домами. Никакие машины в город въехать не могут, настолько его улицы узкие, да и прямых улиц нет, в основном они ступенями исчезают в узких арках под домами. Такая картинка представляется, когда читаешь книги фэнтези. Если идти по шоссе, города этого не увидишь. Единственный путь туда для пилигрима – следовать тропе. Ни минуты не жалко тех потоков пота, которыми мы заплатили за этот восторг.

Следующий перевал был столь же трудным и рискованным. И снова жарко, и нет воды. И снова крутой затяжной подъем. Зато на вершине перевала для нас приготовлен подарок. Мы видим море, красивое синее море на горизонте. Очень приятно было устроить заслуженный привал и отдохнуть часок.

На трясущихся ножках добрели до Sarzana. Город красивый с крепостью. Спать утроились в монастыре на полу в учебной комнате. Тоже неплохо. В соседнем зале спали голландец – пилигрим и бомж с фингалами под обоими глазами.

Нашли халявный интернет. Поговорили со всеми родственниками, проверили почту. Отлично!

День 22.

Сегодня решили несколько изменить маршрут и вместо того, чтобы пройти по старой дороге вдоль гор, мы решили спуститься в долину и пройти вдоль моря. В давние времена эта местность была заболочена, и крупных поселений там не было, теперь же это курортные места. В бухте пришвартованы солидные яхты, рядом дорогие машины.

Море оказалось холодным, но выбора нет, и мы двинулись вдоль побережья. Вдалеке видим знаменитые мраморные карьеры Carrara, те карьеры, где брал свой ослепительно белый мрамор Микеланджело, Леонардо Да Винчи и многие другие знаменитые скульпторы.

Идти пришлось вдоль шоссе, не очень интересно, жарко, ко всему, вместо 20 километров прошли больше 25, а может и больше. Но это наш выбор. По дороге мы встретили шумно гуляющую толпу, на стадионе было шоу внедорожников, которое мы немного подсмотрели через забор. Вот, собственно, все впечатления дня.

И осталось добавить впечатление от монастыря в городе Massa. Мы вскарабкались по крутой тихой улочке и увидели уютный чистенький монастырь. Молодой падре встретил нас приветливо и расположил в комнате с раскладными кроватями, не менее уютной от этого. Все необходимое- душ, туалет- есть. И великолепный вид на город и море из окна. У нас с собой портативная плитка и газ! Купили домашней колбасы, овощей. И вот мы наслаждаемся горячим обедом - жареные колбаски, салат и замечательное итальянское вино из местных виноделен. Любуемся закатом прямо из окна.

После заката погуляли по городу. Вся центральная площадь по периметру засажена апельсиновыми деревьями. Они все желтого цвета с редкими вкраплениями зеленых листьев. Сколько апельсинов! Они конечно же невкусные, но вид классный!

День 23.

Утром нас неудержимо потянуло зайти в монастырскую церковь, где в то время, когда мы собрались уходить, шла утренняя месса. Обычно мы этого не делали. Но не в этот раз. Увидев нас, падре заулыбался и поднял в жесте благословения ладони. Тем самым попрощался с нами.

Итак, нас благословили. Удивительно легко стало на душе. Весь наш путь нам встречались добрые люда, нас благословляли десятки раз, за нас молились каждый день. Нас поминали добрым словом. Редко когда на душе бывало так легко, как во время нашего паломничества. Мы уверены, что в том числе и стараниями тех святых отцов, которых мы встречали на пути.

С легким сердцем, удивительно радостно и без каких либо усилий поднялись на красивую гору, дорога все время смотрела на море. Прохошли несколько маленьких городочков. Очень живописных, с отличными видами на море и долину внизу. В одном из таких Серегу чуть не задавила дамочка на своей машинке. Серёга ловко запрыгнул ей на капот, что его и спасло.

По дороге увидели вывеску – указатель на виноградник. Предлагается дегустация. И мы решили зайти. Еще немного прошли в горку, и перед нашим взором предстал виноградник, домик на горке и калитка с колокольчиком. Нас откуда-то сверху пригласили зайти. Встретили нас радушные хозяева, показали винодельню, угостили домашним оливковым маслом с хлебом, вином и не взяли за все это деньги. А сын хозяина немного нас подвез. Он оказался скульптором, его отец тоже скульптор, их работы есть  в городе мастеров Pietrasanta.

И вот мы пришли в город мастеров Pietrasanta. В городе расположена академия художеств, и каждая улица предлагает каждому порадоваться талантами скульпторов. Лавки художников, скульптуры на улицах, уличные прилавки с сувенирами. Все очень празднично и интересно. Есть большой музей скульптуры, вход бесплатный. Нам очень понравилось. А какой собор, весь из белого мрамора внутри и снаружи! Величественное зрелище.

Приют паломникам предлагает женский монастырь, мы сделали пожертвование  всего 10, евро, больше не можем. Прошло нормально.

День 24

Утро началось с приключения. Собственно, само утро было прекрасным. Рядом находится Пиза. Неужели мы откажем себе в удовольствии ее увидеть? Спустились из монастыря в город, пришли на вокзал и попытались купить билет на поезд в автомате. А вот автомат всосал банковскую карту и отдавать её не хотел ни под каким предлогом. Собрался консилиум: мы вдвоем, дворник с вокзала, бомж, спавший в углу, какой-то служащий вокзала и пара-тройка таких же пассажиров как и мы. Среди всех бомж оказался самым просвещенным в вопросах работы автоматов по продаже билетов. Сделал вывод, что стучать по автомату уже хватит, надо вызывать специалиста. На вокзале его нет – надо ехать в другой город и делать заявку в соответствующую службу.

Урок: На вокзалах и вообще везде в автоматических устройствах лучше платить наличными. Мы наблюдали, что сами итальянцы редко пользуются картами, предпочитают платить наличными.

Пришлось одному из нас ехать на соседнюю станцию пытаться найти сервисную службу, другому караулить карту у автомата. Но все обошлось, карту автомат внезапно (минут через 40) отдал. И мы таки поехали в Пизу.

Итак, Пиза. С самого начала лицо города представилось обилием молодежи и русских.  Все бегают, суетятся, едят бутерброды, галдят. Экскурсии носятся, делают заинтересованный вид. Все толпятся, шумят. Жуть. Кстати здесь везде и все едят бутерброды. Всегда.

Проходили мост через реку. Набережная поразительно напоминает набережную Фонтанки. Линией, архитектурой, организацией пространства. Присоелинились к русской группе туристов, послушали экскурсию.

Так. Башня падает. Это точно. Площадь вообще ослепительно белая,  необычно светятся мраморные белые здания. Тучи народа роятся, суетятся, приобщаются к прекрасному. И фотографируются все одинаково, одни толкают башню, другие поддерживают. А русских и украинцев подавляющее большинство. На третем месте японцы.

Вот  собственно и все, что мы увидели в Пизе. И мы, избалованные волшебством древних городов и замков, одиночеством пути, задохнувшись от суеты молодого студенческого и туристического города, слегка разочарованные поспешили покинуть Пизу.

С очевидным облегчением вернулись на свой путь, приехали в San Miniato, уже в полном изнеможении нашли миссию, где нам дали приют. Здесь и заночевали. И впервые с нами в комнате оказался чужой человек. Пилигрим из Дании. Странный человек. Не моется, не стирает, идет только по шоссе, считает это истинным путем. Никуда не заглядывает, ничего не смотрит, говорит, что он пилигрим, а не турист. Всю ночь издавал звуки и запахи. Замучил нас страшно.

День 25.

Ну а нам все интересно. Совсем рядом Флоренция. И мы знаем, что оставшихся дней нам не хватит, чтобы дойти до Рима. Поэтому высшей степени глупость не увидеть Флоренции.

О, Флоренция!!!

На итальянском  она Fidenza. И кто придумал для нее другое имя?

Так вот, Флоренция. Полный восторг и восхищение. И еще раз восторг. И преклонение перед гением предков, создавших этот шедевр.

Миновав грязный в общем-то вокзал, мы попали в сильный, основательный город, где каждый, кто обладал большими деньгами и властью гордился ими и не стеснялся выставлять их на показ. Чем-то неуловимо похожая со всеми виденными нами средневековыми городами архитектура, все же сильно отличается от всего. Высокие в 4-5 этажей, основательные и парадные дворцы с арочными галереями, где чувствуешь себя крошечными – так они высоки. Фасады украшены росписью, скульптурами и кованными украшениями. На стенах сохранились крепления для факелов.

Мы вошли в город рано утром. Это было первое по-настоящему холодное утро. На радость нам толпы туристов еще не размножились. И мы смогли увидеть город не обезображенный их фигурами и воплями.

У нас было всего несколько часов  и мало денег. Поэтому город мы обошли быстро и старательно. Все равно не весь. В многочисленные музеи не пошли. Это тема для отдельного неторопливого путешествия.

Истинно поражает Домский собор, Плаццо Веккьо и её мраморные изваяния.

А еще мост через реку, на котором расположены дома. Ну, точно такой, как в фильме «Парфюмер». Теперь в этих домиках, кстати, в 2-3 этажа, находятся ювелирные лавки. И вот ты идешь по узкой сказочной улице со сверкающими витринами в древних стенах и видишь себя в ином времени. Только вот опять туристы, везде они!

Данте, кстати, жил в очень недурном доме. Богато.

Если уж планировать визит во Флоренцию, то надо выбирать наиболее малолюдный сезон и на несколько дней.

Жаль, ни бумага, ни фотографии не передадут тех чувств, которые переполняли нас.

Отпущенные на восторги часы истекли. Мы вернулись в действительность, то есть на вокзал. Мы едем в  Сьену. Siena. Кто-то говорил нам, что это очень-очень красивый город.

Так вот не надо осматривать Сьену после Флоренции. Надо наоборот. Сьена, безусловно, хороша, она особенная. Но мы были просто задавлены впечатлениями о Флоренции и не смогли оценить ее красоты.

Первое впечатление – это эскалатор, который ведет прямо от вокзала в старый город (высоко в гору). Это не относится к историческим и культурным ценностям, но зато, очень удобно.

А вот второе впечатление - крайне неприятное. В информационном центре нам не дали карту города, предложили ее купить. Нигде такого мы не встречали. Это такой большой отрывной альбом, из которого отрывают и выдают карту любому желающему. Везде они бесплатны.  Вход во все главные храмы и музеи тоже за деньги.

Город очень старый, со множеством традиций и исторических памятников. Сам город находится на высоком холме. Башня на площади более 80 метров. Эту башню, как мы потом выяснили, видно километров за 40-50. Улица, идущая вокруг площади - это такое мрачное возвращеение во времена инквизиции. Узкая. Большие серые здания. На стенах крепления для факелов или светильников и колца для лошадей. Тротуаров нет. Люди вперемешку с машинами и другими транспотными средствами  двигаются каждый в своем направлении. Средневековый хаос. Это очень необычно. Представляешь себе как вместо машин идут повозки, всадники, телеги. Все как в историческом кино. В центре Сьены большая старая площадь, где издавна проводятся скачки. Всадники несутся на лошадях без седел. Каждая провинция Тосканы выставляет свою лошадь. Свои флаги, болельщики. Это самый большой праздник в Сьене. Такая традиция.

Очень приятное впечатление оставил приют для паломников при женском монастыре. Добрейшая настоятельница устроила нас в отдельной комнате. Оказывается, здесь уже расположились 5 велосипедистов. Это новость для нас – встретить попутчиков. Кого-то мы догнали на поезде. Но, поскольку, у нас была отдельная комната, нас присутствие посторонних людей никак не беспокоило.

Нас накормили отличным ужином (бесплатно), с нами поговорили, нам порадовались. Как хорошо! А как мы будем спать!

День 26. (19.10.11)

Утро ничем не ознаменовалось. Разве что плотным завтраком. Бесплатным. Отягощенные побрели. Дорога шла по казалось бы ровной местности. Ровной, да не совсем. Все равно по холмам, вверх и вниз. Дорога идет по полям, вспаханным пустым полям. Наверное, здесь весной особенно красиво, когда холмы зеленые. А сейчас пусто, пыльно и жарко. Ничего по пути не встречается. Только когда оглядываемся назад. Весь день видим Сьену на высоком холме. Кажется она все время рядом, будто никуда и не идем. Фруктов нет. Дорога петляет по холмам, а совсем рядом внизу прямое шоссе. Это раздражает, создается впечатление бесполезной работы. Через 20-22 км надоедает. А идти  по плану надо еще 20. На сегодня запланирован вот такой длинный переход. Решено, Подъехали на автобусе. Городок-крепость называется Buenconvento, что означает счастливое место. Чем уж оно счастливое, мы не поняли. Говорят, что город знаменит тем, что тут умер какой-то германский король в 14 или 15 веке. Как он тут оказался, нам неизвестно. И местечко совсем не производит впечатление счастливого.

Как обычно, пришли к церкви, где планировали переночевать. Открыл нам темнокожий падре, обдав запахом дорогого одеколона. Тут же потребовал денег, по 10 Евро. А какой грязный приют! В узком, грязном переулке с дурными запахами. Пыльное всё, в паутине, чехлы на матрасах все в пятнах неизвестного происхождения. Будто с прошлого года не менялись. Мы не смогли побороть брезгливость. Хорошо, не заплатили сразу. Мы решили уйти. У нас с собой есть палатка и плитка, чего еще желать. Надо заметить, что с появлением возможности готовить на своей плитке, мы стали спокойней относиться к возможной ночевке на природе под звездами.

Купили еду и еще до темноты нашли себе место для ночлега на краю поля. Пока искали место спугнули парочку огромных куропаток, которые нас сильно напугали, вспорхнув прямо из под ног. Успели засветло поставить палатку и сделать ужин. А какое звездное небо! На горизонте вспыхивали зарницы. Не пошел бы дождь.

День 27 (20.10.11)

Удивительная ночь. Вокруг палатки всю ночь кипела жизнь. Кто-то что-то грыз, шуршал, суетился, громко топал мимо палатки, явно стуча копытами, очевидно олень. Было немного холодновато.

Раннее утро в глубинке Италии всегда и непременно связано с непривычным для россиянина шумом. Шумом выстрелов. Такое впечатление, что, по крайней мере, половина населения Италии занимается этим древним промыслом. Стреляют дичь разную, фазанов, коих дикое множество, куропаток, зайцев, оленей, кабанов. Причем все это сопровождается собачим лаем, рожками, свистками, колокольчиками. Шум своеобразный. Не спутаешь – идет охота. Выстрелы со всех сторон звучат как пулеметная очередь. Из каждого одиночного выстрела складывается бесконечная канонада. Как на войне! Собаки при этом самые что ни на есть породистые. Охота по всем правилам. Собака ищет дичь, встает в стойку. Охотники готовы. И собака гонит дичь с места. Выстрел – трупик. Проходя одну ферму видели овчарню – где-то 40 взрослых собак и дурацкой породистой мелочи десяток! Как он умудряется всех прокормить? Мы пытались подсчитать расходы, исходя из собственного опыта. Получается какая то фантастическая цифра. Осталась загадка – как же он их всех кормит и содержит? Так вот, сегодняшнее утро было как раз таким вот, военным.

Что-то рюкзак сегодня тяжелый. Или только кажется. Дорога опять в горку. Когда же спускаться будем? Но очень красиво! Справа на вершине холма видим неизвестный нам город и замок над городом. Местность кругом холмистая, прозрачная. Кругом поля и виноградники. Далеко видно. Город на фоне темного тяжелого неба с пробивающимися сквозь фиолетовые тучи лучами солнца. Фантастическое зрелище.  Город будто в воздухе парит. Видны и замок с резными стенами и башнями, и крепостная стена. Колоссально!! С ума сойти какая красота! Разве можно получить такие впечатления разъезжая на туристических автобусах!? И ты можешь стоять и смотреть на эту красоту и впитывать сколько тебе угодно! И ты один на один со своими ощущениями.

Кончилась вода, и мы заглянули на винодельню, что встретилась нам по пути. Большой красивый, современный завод, окруженный виноградниками. Мы попросили воды. Нас угостили лучшим вином, которое у них есть на сегодняшний день. И работают здесь совсем не алкоголики. Удивительно для российского сознания. Здорово!

Полпути. Какой-то городок встретился.. Мы присели на скамеечке около универсама отдохнуть и перекусить. И тут дождь как ливанёт. И сразу какой-то основательный.  Полил уверенно и постоянно. А мы уже разбалованы хорошей погодой. И идти под проливным дождем по скользким грунтовым дорогам среди полей по открытой местности нам не хотелось, да и устали уже. И опять мы воспользовались возможностью доехать на автобусе.

Итак, дождь  и город S.Quicio d`Orcia. Первое, что мы сделали – это заблудились! Вышли из автобуса. Куда идти. Побегали по близлежащим улочкам. Выхода нет! Останавливаем легковушку и  пытаемся на «итальянском» сформулировать простой вопрос – как проийти  по адресу! Парень вроде понял и стал искать нужное нам место на своем IPhon. Смотрели как он это делает. И вот на экране появляется красная точка. Серега говорит: Вот красная точка. Нам туда. Человек повторяет – красная точка. Почти без акцента. Парень говорит по-русски! Чудо! Тут, конечно, нам стало намного легче объясняться, и дорогу мы поняли в считанные секунды.

Городок нам как-то сразу понравился. Маленький городок внутри крепости на вершине холма. Люди сохраняют старину, используют опыт предков, живут даже в сторожевой башне. С крепостной стены открываются удивительные виды. Церкви 10-11 веков. Улочки узенькие, в домах угадываются занятия их старинных владельцев. Крохотные площади, образованные тесно прижавшимися друг к другу домами, видятся заполненными торговыми рядами, телегами, заваленными товарами, заполненными шумом живого города. Весь городок пропитан каким-то покоем и особенной добротой. Хотя, площадь, где сжигали ведьм, тоже присутствует. И видятся эти трагедии тоже очень явно. Может, это дождь вина тому, то духи старины свободны в опустевших улицах. Фантастический день.