День 16.

Мы прекрасно выспались! Солнечное, яркое ранее утро, произнеся в тысячный раз спасибо добрым людям, мы, прикрыв дверь приюта, пустились в путь.

Очень красивые места. Холмы, покрытые виноградниками и вспаханными в эту пору полями. Дорога если и ведет вниз, то тут же снова лезет вверх. Становится все жарче. Вот в этой местности проблема с питьевой водой. Уже нет источников с поилками, иногда возле деревенских домой встречается кран с водопроводной водой. Иногда просили воду у местных жителей. Она, конечно не такая вкусная, как в горах, но без воды нельзя.

Урок: Нельзя полагаться на то, что скоро снова встретишь воду. При первой возможности надо наполнять бутыль. И пить надо много.

Пока карабкались в голу, выбелись из сил, горка и жара сожрали все силы. И тут такой подарок небес. Прямо на вершине холма виноградник, и ягоды не собраны. Как мы их ели! Сладкий виноград просто вливает в нас вместе с соком чистую энергию. Просто спасенье!

Нам очень везет с погодой. Пока ни разу не было даже пасмурно. Всегда солнечно и тепло. Вот сегодня, правда, есть понимание того, что наступает осень. В горах, видимо, похолодало и тянет холодом. Ветер уже совсем осенний. Но солнце жаркое, так что в целом очень комфортно. Правда, вечером уже холодно, и в ход пошли куртки, которые до сей поры мы не доставали из рюкзака ни разу.

Сегодня мы пришли в город Medesano. В капелле городской церкви есть квартира для пилигримов. Практически гостиничный номер со стиральной машиной. Как нам была нужна стиральная машина! На радостях перестирали вообще всё. А вот теперь надо поесть.

А вот тут конфуз. Воскресенье и все магазины закрыты, работают только бары с бутербродами, которые мы есть больше не можем. Повар придет только в 8 вечера, а сейчас 5. Есть хочется именно сейчас. И еда у нас закончилась. Стоим растерянные около кабачка, что совсем рядом с церковью. А рядом какие-то старички разводят очень в жаровне, ставят на него котел с маслом. Что-то будет. А под навесом рядом старушки месят тесто и делают какие-то пирожки. И все это перед нашим голодным взором. Наверное этот взор был очень голодным, поскольку улыбающиеся старушки принесли нам тарелку с пирожками и кусочками колбасы и хамона. Это, говорят, для пилигримов.  Вот так мы получили первое наше подаяние. Очень вкусное при том. И очень кстати.

День 17.

Понедельник. Проснувшись, первым делом помчались в супермаркет. Нужен запас на непредвиденный случай, да и позавтракать не мешает. Купили как всегда, сыр, хлеб и прельстились жареным мясом в грибах. Очень уж красивая в этом магазине кулинария. Съели мы это мясо и свежайший хлеб со зверским аппетитом прямо на скамейке перед церковью, радуя своим видом проходящих мимо старушек. Весь город к этому моменту знал, что в их город пришли пилигримы из России. А вот такой завтрак был ошибкой. Пока все съеденное не переварилось, сил двигать ногами не было.

Урок: завтракать нужно чем-то легким, совсем немного. Сыр с хлебом годится. Главное, чтобы не исчезло чувство легкости в организме.

Жарко, одна деревня сменяет другую, слегка примелькавшись. Но мы прошли уже довольно много. Этот этап очень длинный. Идти еще довольно долго. И все в гору. И решились мы доехать на чем-нибудь. Выяснилось, что автобус в этой глуши ходит два раза в день. И пришлось нам голосовать. Да, все-таки люди в провинции более отзывчивы, первый же водитель остановился и, хотя, он и не ехал до той деревни, куда нам было нужно, подвез нас сколько смог. И только высадил, к нам тут же подкатил другой автомобиль. За рулем его был старенький лихач. Этот явно в удовольствие лихо провез нас по горному серпантину, однажды даже остановился, чтобы предъявить потрясающий горный пейзаж. И всю дорогу гордо что-то рассказывал про жену Наполеона. Очень кстати, что мы имели возможность подъехать, переход в этот день очень большой и крутой серпантин, ведущий на высокий перевал. Дух захватывает. Как же трудно, должно быть, здесь подниматься!

На вершине перевала стоит хостел, за ночлег в котором берут 15 Евро с человека. Есть, правда, выбор. Напротив хостела есть гостиница, номер в которой на двоих стоит 45 Евро. А самое необычное то, что в этой самой гостинице заправляет молдаванка с сыном. Она замужем за престарелым итальянцем, арендует эту гостиницу и содержит ее уже 8 лет. Очень тихое и красивое место, вершина перевала. Чуть внизу есть несколько домов и крошечный магазинчик, где мы купили себе продуктов на ужин. Отличное местное вино там продается. Очень вкусное. Кухни в хостеле нет. Но есть стол и скамейки во дворе с видом на долину. Красота, сидим, ужинаем вкусно прямо на улице. А позднее та самая молдаванка позволила нам сидеть в интернете сколько душе угодно, угостила нас чаем и домашним пирогом. УРА!

День 18.

Утром вниз с горы вниз идти легко и весело. Погода отличная. Вышли рано и не жарко. Идем себе по пустому шоссе согласно указателям, очень удобно. И вдруг указатели велят идти куда-то влево, а шоссе идет вправо. Ну, думаем, вчера мы поднимались на перевал, уж сегодня-то идти, кроме как вниз некуда. А вот тут мы ошиблись. У тропы есть явно свои мысли и характер. И ведет она в основном в гору, она и сегодня себе не изменила и потащила нас по крутому подъему, по дороге, выложенной древним булыжником и местами огражденной каменными стенами. Видимо, это часть настоящая дорога. По сторонам видны заросшие деревьями и кустарником остатки старинных усадеб, террасы, где выращивался виноград и оливки. Очень тяжелый подъем. И совсем нет воды.

То, что это настоящий путь нам подтвердило появление у нас на пути красивейшей задумчивой деревни, уютно расположившейся на вершине горы. А увенчивает эту картину небольшая церковь и уютный дворик при ней со столом и скамейками. Церковь стоит на обрыве, лужайка перед ней образует балкон. Какой вид внизу! И есть вода! Как кстати. Как приятно, что о тебе и таком как ты подумали и дали тебе возможность отдохнуть с комфортом. Посидели, перекусили немного хлеба и сыра из своих припасов и пошли дальше.

Шли по тропе до  Berceto. Там есть банкомат а пару универсамов. Мы купили себе поесть, расположились в сквере напротив муниципалитета, где попросили найти для нас карты. К нам отнеслись с полным пониманием. Вообще, там где нет информационного пункта или офиса Дороги, надо заходить в муниципалитет или комунну, там как правило, в помощи не отказывают. Очень часто там есть информация о текущем и следующем этапе.

Дальше мы не рискнули идти по размеченной тропе, было жарко, путь был трудный и обещал быть еще труднее (судя по карте). Стало быть, идем по шоссе. Дальше рекомендуется останавливаться в хостеле в Cisa, больше рядом нет ничего. Когда мы пришли туда, останавливаться там не стали. Побрезговали. Неприятно удивило отношение хозяев к путникам, на человека следует заплатить 15 Евро, белья нет, гряз, все какое-то неопрятное. Есть кухня, но даже чаю согреть не позволяется, нужно заказать хозяйке – за деньги. Мы случайно заглянули в гостиную, на столе стоял чайник, видимо, не первый день. А в чайнике сидит большой усатый таракан. Хозяйка неприветлива, и энергетическое поле какое-то нечистое. И мы ушли.

Это хорошо, что мы шли по шоссе, потому, что тропа идет в отдалении от шоссе и чтобы прийти в хостел, нужно пройти по ответвлению дороги пару километров в сторону, а утром еще и вернуться эти пару километров обратно. И никаких других вариантов ночлега. Так что, решение идти по шоссе сегодня верное.

Пройти пришлось километров 5. И на дороге нам встретился перевал Passo della Cisa. Казалось бы, самое место для гостиницы, но там пару лавок и никакого ночлеги нет. Пройдя перевал, через пару километров мы все-таки увидели у дороги гостиницу. Стоит всего 40 евро за номер на двоих, зато с чистым бельем и широкой кроватью, а еще и с завтраком.  А если бы мы шли по тропе, гостиницу не встретили бы.

День 19.

Сегодня наша цель – Pontremoli. Теперь мы на территории Тоскана. Перевал был границей. Кругом продают белые грибы. Это фирменный продукт этих гор, все кругом собирают грибы, вдоль дороги припаркованы машины, люди бродят по лесам. Делают бизнес на грибах.

Чего они там из них готовят мы, правду сказать, не пробовали. Как-то не довелось. Думаю, что ничего приличного. Итальянская кухня была разгромлена в пух и прах еще в романе Дюма «Граф Монтекристо». Там он сказал, вернее сказал граф Монтекристо, что итальянская кухня одна из самых худших на планете. Вечером в гостинице нам довелось отведать местных деликатесов. Ирка плевалась, и не смогла доесть небольшую порцию. Серега взял равиоли с мясом и грибами (только они в Тоскане не равиоли, а что-то другое). Тоже не в восторге! Одно радовало во время ужина – сидели рядом с камином, пили замечательное вино, помешивали угольки кочергой. Было тепло и сухо – пелегримское счастье. Но все же, рестораны с такой гадостью не совсем для пилигримов, дороговато.

Идем по шоссе, маркированная дорога осталась где-то в стороне еще вчера. Надо на нее выйти, надеемся, позже нам это удастся. Поначалу шли по совершенно пустому шоссе, все время вниз. С вершины смотрели на город, туда и спускаемся. Шли себе тихо, мирно. Спокоийно, машин мало. Сели предохнуть.  Вдруг рев моторов, которых видавший автомобильные виды Серега даже не слышал! Что то необычное, явно очень мощное, в перемешку с визгом резины! Представьте сеебе, горный серпантин, узкая дорога и вдруг в поворот с проффесиональным дрифтингом вписывается красавица Ferrari, уж не знаю какая модель. Фотографировать не оставалось времени. Дымящаяся резина, визг, рев и чудо скрывается за очередным поворотом. И так раз пять или шесть! Не знаю, что это у них там за дифиле такое, похоже на любительские гонки. Выглядит все это очень впечетляюще.

Больше собственно дорога ничем не ознаменовалась. А вот город Pontremoli.нас привет в полный восторг. На вершине гора над рекой возвышается прекрасно сохранившийся суровый замок, обнесенный крепостной стеной, а вниз с горы стекает старинный город. Нетронутые временем дома веками жмутся к друг другу. Над рекой нависают сразу три моста, прекрасно сохранившиеся с римских времен. Весь город кажется нетронутым лет эдак тысячу. Не меньше. Будто само время застыло здесь. Кажется, что тут и жил папа Карло в одной из коморок под старой лесницей. И как не удивительно, мы вдруг наткнулись на изваяние того самого Пиноккио рядом с местным театром. Вот уж неожиданность. И так похож на нашего Буратино! Нами было сделано важное заключение – это и есть родина Буратино!

Довольно быстро нашли монастырь капуцинов. Во дворе увидели какого-то дедушку, который тащил что-то полезное. Увидев нас, он тут же бросил все свои дела и радостно кинулся к нам. Это оказался настоятель монастыря. Он устроил нас со всеми удобствами в отдельных комнатах, накормил обедом, одарил бутылкой монастырского вина. В приюте есть кухня, можно приготовить ужин. И тут нас, пожалуй, впервые подвело незнание итальянского. Мы не поняли, что он нас пригласил на ужин в монастыре. Мы приготовили еду, поели и тем самым немного обидели настоятеля. Так что всем, кто будет останавливаться здесь, следует помнить, что настоятель обязательно накормит вас, и это ничего не будет стоить.

Монастырь расположен на склоне горы и нависает над городом, на его территории есть виноградник, огород. А вечером, когда садилось солнце, город одарил нас огромным удовольствием любоваться его видом на закате с высоты. Город как на ладони. Очень красиво!

День 20.

Прямо с утра получили огромное удовольствие. Нет, даже потрясение. Дорога привела нас в деревню – крепость Canale. И если в Pontremoli нам казалось, что время застыло, что в этой деревне будто и вовсе времени не существует. Площадь означена десятым веком, но видимо, с 10 века она именно в этом виде, а сама деревня здесь была всегда. Крошечные улочки ступенями и узкими коридорами ведут нас от дома к дому, которые тесно  прижимаются друг к другу. Все ухожено, все, где можно украшено цветами. Много кошек, все чистенькие с ошейниками. И нет неприятных запахов. Скорее всего, в старые времена не было здесь такой чистоты и чистого воздуха, но это единственное отличие деревни сегодня и деревни 1000 лет назад. По сути настоящая крепость, способная самостоятельно держать осаду. Только крошечная. Это одно из самых сильных наших впечатлений от дороги.

Из деревни ведет старинная дорога, вымощенная камнем. Когда-то это была единственная дорога через крепостные ворота. По ней и вышли. Долго спускались с горы, потом дорога затерялась в лесу, и мы долго шли вверх и вниз, снова вверх и снова вниз. Ничего кроме леса не видели. И так километров 15. Впереди еще 18-20 без каких либо достопримечательностей. Вымотались и совершенно справедливо решили подъехать на автобусе из города Vilofranko в город Aulla.

В городе Aulla есть музей пилигримов. Там нас радостно встретили и размесили на ночь в офисе. Вернее, в соседней комнате устроена спальня для пилигримов. А туалет и душ как раз рядом с офисом. Так что мы в полотенцах и тапочках прошли мимо сидящих за рабочими столами людей. Хорошо, что в приюте мы снова были одни. И вообще нам казалось, что по пути мы одни идем. А вот в музее наткнулись на пару пенсионерок лет по 60 из Германии. Они тоже, оказывается, идут. Они ходят уже несколько лет. Но они ночуют в основном в гостиницах. И по графику мы не совпадаем.

Так вот приют. Ни одной розетки нет. Ни чайника, ни плиты, НИЧЕГО. Выключатель в коридоре, добирайся до комнаты в темноте, как хочешь. Зато дали одноразовое белье. Оно нам впоследствии пригодилось. Это для других оно одноразовое, а мы с собой его взяли. Пригодится.

В это городе нам повезло, мы нашли в местном магазине газ для нашей плитки. Это была величайшая радость! Теперь мы не привязаны к харчевням, ресторанам и прочим общепитовским заведениям. Мы можем в любой момент приготовить себе практически все, что захотим. Несем в ночлежку газ и представляем себе колбасу плавающую в пузырящемся масле, шкворчащую глазунью, супчик из всякой всячины...Кстати, только здесь были балоны такого типа. Купили один балон, потом экономили газ и желели, что не купили два.

Интернет в этом городе так и не нашли.