Часть 2

День 7.

Дальше по плану три дня в гору. До монастыря Grand San Bernardo. Ой, ну хочу, совсем не хочу лезть в гору, ноги гудят и не ходят, мышцы задеревенели. Тяну время как могу. Вот уже 10 утра, выходить поздновато, все равно тяну зачем-то.

И тут Сережка ка-а-ак застонет, да как пополам согнется. Заболел ни с того ни с сего бок левый, и чем дальше, тем больше. Тут уж мы никуда и не пошли. Метнулась в церковь к святым отцам, чтобы попросить их позволить нам пожить у них еще денек. А к вечеру пришлось все-таки ехать в госпиталь.

К чести страховой компании, нам тут же сообщили, что все урегулировано и в госпитале нас ждут. Так что никаких проблем не возникло. Страховка у нас обычная, та, что оформляется при получении шенгенской визы.

Так, теперь надо добраться до госпиталя. Вышли из церкви, рядом бензоколонка, попросили оператора вызвать нам такси, но нашлась добрая женщина, которая вызвалась отвезти нас в госпиталь на своей машине. Она просто заехала заправиться и просто помогла нам. Вот так просто люди в Швейцарии готовы прийти на помощь.

В госпитале нас уже ждали, тут же взяли анализы, не очень быстро, но все же поставили капельницу с обезболивающим, аккуратно и безболезненно. Чем то просветили тут же и моментально поставили диагноз – камень в почках пошел. Сказалась непривычная для организма нагрузка и чистая горная вода, таким образом, в пути очищается не только душа, но и тело. Серега понял, что когда идет очищение бывает очень больно! Выписали лекарства, дали рекомендации и отпустили на все четыре стороны.

К чести святых отцов – настоятелей собора, они приняли самое живое участие в нашей неприятности, проводили меня в больницу, всячески утешали и поддерживали. Так и остались на ночь у них.

День 8.

Боль-то сняли, прописали таблетки, но идти-то дальше не можем. Прошлись утром пару километров по городу – тяжело. Куда уж с рюкзаком да в гору. Но времени нет. Надо двигаться. Так и решили проехать следующий этап на автобусе и подобраться поближе к Grand San Bernardo.

Сезон, когда к монастырю через перевал идут автобусы, закончился 20 сентября. И не важно какая погода стоит, обычно в октябре на перевале уже лежит снег. В общем к вечеру мы приехали в городок Bourg-St-Pierre. Удивителен он тем, что в нем невозможно купить ничего из продуктов. Просто там нет ни одного магазина. Есть пару ресторанов, но они работают вечером и очень дороги. Через этот городок и перевал в 1800 году прошла армия Наполеона, и о том на одном из домов, где император останавливался, висит табличка.  Все, кому было нужно пройти в Италию, шли через этот перевал. Ладно, просто шли, а ведь еще и с пушками и обозами. Сам городок довольно мрачен, с узкими пустынными улицами и показался крайне неприветливым, заброшенным каким-то. Солнца там почти не бывает, наверное потому что вокруг высокие горы с крутыми склонами,  и утром и вечером там тень. А вокруг красота! Кое где видны снежные вершины.

Мы остановились к кемпинге, нам достался целый дом с кухней и печкой, которую мы с удовольствием разожгли вечером. Продуктов пришлось покупать тут же, и опять эти спагетти с томатом. Гадость! Надоело!

День 9.

Ночь была холодная, и печка была очень кстати, пришлось даже ночью дрова в нее подбрасывать. Но спали все равно хорошо, с удовольствием. Удивительно красивое утро. Горы вокруг в нарядных осенних деревьях, снежные шапки фиолетовые. В тени прохладно, но как только поднялось солнце, стало по-настоящему жарко.

И вот мы пытаемся прислушиваться к Сережкиному организму. Сможет ли он иди?

Дорога в Grand San Bernardo всего 13 км, но по описаниям пройти ее можно за 6 часов. Вот такая перспектива подъема. Решили оставить рюкзаки в кемпинге и попытаться пройти сколько сможем. Ведь наш путь только начинается, надо пробовать.

Вот так со смешанным чувством волнения в душе и восхищением от всего, что мы видим вокруг мы пытаемся подниматься в гору. Мы идем по отмеченной стрелками тропинке, которая обозначена как дорога. Не знаю, была ли эта тропа истинным путем, уж очень непредсказуемо и неудобно она проходит. Скорее всего, части истинного пути теперь превращена в шоссе, но идти по нему нельзя – много машин и нет обочин. Просто опасно. Все предыдущие дни показали нам, что скорее всего сегодняшний путь по Швейцарии отличается от старинного пути, поскольку он явно неудобен и проложен зачастую просто в кустах, где сделана пешеходная тропинка, а истинный древний путь зачастую пролегал там, где сейчас идет шоссе. Это, как правило, самая удобная и короткая дорога внизу долины, в ущелье между гор. Следовать ли отмеченному маршруту или нет, решать каждому самостоятельно, но очень часто мы шли именно по шоссе, здесь и виды красивее, и короче, и ровнее.

Мы проходим мимо искусственного озера, просто речка перегорожена плотиной. Вода в речке прозрачная, а в озере мутная. С чего бы? Будто не нравится воде, что ей помешали жить своей жизнью. Тревожная какая-то энергетика.

Обошли озеро. Приблизительно полпути до монастыря Grand San Bernardo. Решили не рисковать, все ж Сережка нездоров, а я и вовсе подъемы плохо переношу.

Довольно быстро поймали машину. В салоне у них нет заднего сиденья, так они вытащили из багажника собаку, мы сели на ее место, совершенно счастливые. Оказалось, хозяин машины фермер, держит коров и имеет с монастырем контракт на поставку. И едет он по делам.

И правильно сделали, что поймали машину, ехали мы по крутому узкому серпантину, где-то рядом петляет тропа, очень крутая. Пожалуй, карабкаться по ней с рюкзаком очень тяжело. Но тот, кто на это решится, пусть планирует ночлег в монастыре. У них есть приют для паломников, где можно остановиться, похоже, за пожертвование только.

В монастыре нас радостно встретили, мы же не туристы праздные, а пилигримы. Нам налили чаю, хоть мы и не просили, поговорили с нами, очень интересно было падре, что мы из России, очень уж мы редкие гости на пути.

Высота 2460 метров. Невероятное впечатление! Пока не сделали тоннель под перевалом, это был единственный путь через горы в Италию. Вот она, Италия! По другую сторону озера, что лежит у подножия монастыря. Мы стоим в Швейцарии и видим Италию на другой стороне озера. И наполеоновская армия тут была. Мы уверены, что все прочие до них тоже.

А в Монастыре есть питомник собак, тех самых сенбернаров. Вход в него платный, 10 Евро. Мы слышим тяжелый лай этих крупных чистокровных собак и видим их через сетку забора, в общем и платить незачем. У этих собак не такая длинная шерсть, как мы привыкли видеть, они высокие на крупных сильных лапах.

Вокруг монастыря многочисленные лавки с сувенирами в виде собак. Мы ничего не купили, у нас впереди почти месяц, не тащить же все с собой. Мы легко поймали попутку, чтобы вернуться в кемпинг. Вообще люди здесь отзывчивые, стараются понять все, что ты им говоришь на смеси английского и немецкого, не смотря на то, что французского ты не знаешь.

Завтра утром едем в Аосту, а оттуда идем пешком.

День 10. 11.12.13.

В Аосту приехали на автобусе. Некоторые спали, а некоторые нет. Виды потрясающие. Городишки на склонах гор. Серпантин дороги. Впечатляет.

Выходной, много туристов. На центральной площади что-то вреде ярмарки. Выходной – это праздник. Мы потом похожие во многих городках встречали. На лотках продают колбасы, хамон, сало, бекон, сыр (пармезан везде свой, местный), оливковое масло (больше такого вкусного мы нигде не пробовали), соусы, мед, овощи и фрукты. Все, что видишь, дают пробовать. Так вот мы позавтракали неожиданно и бесплатно, немного того, немного сего. Закончили завтрак за чашечкой кофе с пирожными в одном изи центральных кафе. И вот, опять традиции... Похоже, каждый житель города должен в субботу зайти утром в кафе и выпить чешку кофе с круасаном. Заходят, в руках уже нужные монетки. Еще не обращаясь за стойку, берут круасан, привычным жестом заворачивая его в салфетку. Пока идет до стойки, половину съедает, берт кофе, пьет почти залпом, закусывает остатком круасана, прощается, уходит. Вся процедура занимает не более двух минут. Бесконечный поток людей, приветствий и прощаний!

Аоста очень древний город и отмечено это тем, что здесь в Аосте красивые и ухоженные развалины римского амфитеатра,  остатки городских построек. Вообще красивый город.

Следующие дни дорога нас вела по красивейшим местам, нас окружали горы, засаженные виноградниками и садами, плодородные долины и много-много солнца. И конечно, приветливость местно населения, с уважением, относящегося к нашему пути.  Дорога, как и положено старинной дороге идет вдоль реки, текущей внизу долины. Впечатляет мудрость и трудолюбие древних, построивших эти дороги и города, стоящие и сегодня. И что важно, и сегодня в этих домах живут люди, возделывают эти же поля. Не загадили и не разрушили. Вокруг на вершинах и склонах гор расставлены старинные замки, сторожевые башни серого строгого камня с зубчатыми стенами и башенками. Как в сказке. Построены они таким образом, чтобы из каждого были видны по крайней мере еще два, разбросанных по горам. Думаем, что с целью своевременного оповещения о неприятеле и с целью обороны, конечно. Рядом с замком обязательно старинный сказочный (это сегодня сказочный) городок, каменные дома, каменные или черепичные крыши,  собор, звон колоколов которого обязательно перекликается с соседним. Так и идем под звон колоколов, любуясь красотой. Никогда прежде мы не получали сколько-нибудь схожих впечатлений. Новые дома строятся в отдалении от городков и нисколько не портят пейзаж. И конечно, на солнечной стороне гор строгими амфитеатрами устроены виноградники.

Уже существенно теплее, яблоки встречаются реже, но однажды мы ели яблоки всем известного сорта голден. Так вот, то, что мы обычно едим не голден. Не верьте!  А вот хурма становится все более спелой, инжир тоже. И конечно, виноград. Всем этим мы и лакомимся по дороге.

Однажды мы попали на странный деревенский праздник. Фермеры привезли своих коров, чтобы те состязались в злобе и упрямстве. Именно коровы, а не быки. Их парами выводят на стадион, те начинают рыть землю копытами, устрашающе мычать, потом бросаются друг на друга, если только одна из них не откажется драться.  Побеждает та, которая прогоняет соперницу. Олимпийская система. Побеждает сильнейший. Вот такое соревнование. Коровы, ожидающие своей очереди, стоят рядом, мирно сопят, не обращают ни на кого внимания, не выражая никакой агрессии, видимо, все-таки это люди такие дураки, заставляют мирных животных драться.

Ночевали в маленьких городках в приютах для паломников при церквях или монастырях. И снова мы преисполнены благодарности к их настоятелям.

Недалеко от Ivrea на горе видели частный замок, окруженный крепостной стеной, в замке этом люди живут. Мы пытались подняться по крутой лесенке, минуя надпись «частная территория», посмотреть, но наткнулись на устрашающий лай собак. С тем и спустились обратно.

И вот перед нами город Ivrea. Большой, красивый, с признаками роскоши. Над ним возвышается величественная крепость. Мы усталые, голодные, жарко, а улицы города, как всегда, ведут то вверх, то вниз. Почему-то чаще вверх. Увидели какую-то пожилую монашенку, кинулись к ней с просьбой о помощи в ночлеге. К сожалению, она не могла предложить нам приют, но изо всех сил старалась нам помочь, она отвела нас в духовный институт, но там не принимают женщин, потом препроводила нас в францисканскую церковь и посоветовала обратиться к падре. И тут неприятная неожиданность. Падре принял нас с пренебрежением и даже как-то брезгливо. Отказал в приюте, да как! Сказал, что у него есть вилла для гостей, но она для гостей высоких, а не для пилигримов. Гаденько так улыбнулся и закурил. Крайне неприятный осадок оставил разговор с таким вот падре. Но к чести католического духовенства надо сказать, что такой случай у нас был единственный. Всегда радушный прием, улыбка, искренняя заинтересованность, уважение, молитва и благословение нам были обеспечены. Особенным гостеприимством отмечаются капуцины, им в обязанность вменяется заботиться о путниках, они не только дают приют, но и кормят паломников.

Но сегодня мы остались на улице. В Ivrea есть информационный центр, найти который стоило больших трудов. Днем все муниципальные заведения, включая полицию, закрыты. Вернее, открыты, но стоят пустые, все сотрудники отдыхают. А информационный центр для туристов находится совсем не в центре города. Кстати, очень часто эти центры расположены на отшибе, и найти их непросто. Но заходить в них очень полезно. В одном из них нам распечатали полный список мест дешевого ночлега с ценами и адресами. Неоценимая информация!

Оказалось, что в Ivrea есть хостел, который предлагает пилигримам приют на особых условиях. 12 Евро на каждого. Заставили девушку позвонить и договориться с хоспиталеро о нашем проживании. Все получилось - мы нашли ночлег! А вот тот падре ничего об этом не сказал, ну, не интересуют его паломники и всё тут. Урок. Просите барышень из информационного центра позвонить в хостелы, часто управляющие хостелом не сидят там целый день, открывают, оставляют ключ и уходят.

Сегодняшний наш приют находится в гребном клубе прямо на берегу реки. Река здесь образует пороги оттого, что часть ее перегорожена платиной. Пороги получились самые настоящие и потому на них установлены ворота для водного слалома, и весь день тренируются байдарочники и каякеры. Вид из окон хостела особенно на закате очень красивый. Шумновато немного, порог прямо по нашими окнами, но ведь мы устали, и грохот воды нам вовсе не помеха.

Приключения на сегодня не закончились. Надо было что то поесть. Рестораны и кафе вокруг – это пица и спагетти за бешеные деньги! Бешеные деньги, это по тому что пица или спагетти стоят 10-14 евро за порцию. Прибавьте сюда 5-6 евро на напитки. Это не для пиллигримов. Если варить спагетти самому получается 1-2 евро на человека. Все зависит от соуса, который ты придумаешь, но обычно в эту сумму можно уложиться. Продуктов своих нет – надо идти в магазин! Что ж, Серега  пошел. Ходил больше часа. Пришел усталый и с банкой пива. Все магазины закрыты! Это в 6-7 часов вечера! Работает магазин по продаже садового инвентаря и техники – продуктовые закрыты! Поскребли по сусекам хостела и по собственным – спагетти с сыром получились! Ура! Можно ложиться спать.

День 14.

Утром дорога наша шла мимо того самого центра информации, где мы были вчера. Такая вот ирония. И тут на нас накинулись какие-то радостные люди и потащили нас… Куда бы? А оказалось, что в том же здании, где информационный центр, с обратной его стороны, находится офис Via Francigena, а вот гадкая тетка из центра ничего нам об этом не сказала. Сотрудники офиса были просто счастливы, галдели, кормили нас печеньем, поили лимонадом, фотографировались. Мы заполучили всю информацию и карты, какие только были и пошли дальше.

Дорога из Ivrea в Viverone показалась не слишком интересной. Гор уже нет, пейзаж скучный. Поля, поля, поля. И все. Сам Viverone показался тоже неинтересным.

Вечером нас встретили в муниципальном приюте, бесплатном, разместили нас в комнате с 6 чистейшими кроватями и постельным бельем.

День 15.

Проснулись под шум ветра. Неуютная холодная погода, очень сильный ветер. Делать нечего – надо идти. Первый раз в жизни сталкиваемся с таким ветром. Вернее, он нас сталкивает с дороги. В прямом смысле просто сдувает с дороги. Странное ощущение, будто ветер этот вполне живой, имеет объем, который ощущаешь всем своим существом. Не просто дует, а живет. Ладно, хоть в спину, все равно тяжело.

Кругом рисовые поля и больше ничего. Сдались и попытались поймать машину. Никто не остановился. И добрели мы до какого-то городка.

Сюжет для фильма ужасов. Плоский, старинный городок, каменные пустые и грязные улицы. Ни цветов, ни деревьев. Окна во многих домах пустые, даже без стекол. Ветер гоняет по улицам мусор, бумагу. Ни одной живой души вокруг. Жуть какая-то. Есть Железная дорога, а значит, и вокзал есть. Есть, только закрыт, расписание внутри, кругом все загажено. На счастье появился местный житель. И тут выясняется, что уехать отсюда по железной дороге до нужного нам города Vercelli поезда не ходят, но где-то есть автобусная остановка, так что у нас есть шанс. Идти дальше пешком мученье, мы приложили усилие и нашли-таки остановку, дождались автобуса и, с явным облегчением, уехали.

В автобусе попытались заплатить за проезд, у водителя не оказалось кассы и денег он не взял. Так и доехали бесплатно. Позже выяснилось, что очень часто водители автобусов не берут денег, но риск попасть в руки контролеров велик, штрафы очень большие. И даже, если нет на остановке кассы, билеты на автобус продаются в ближайшем кафе. Никто в тот день нам этого не сказал.

Урок: Всегда ищите рядом с автобусной остановкой или железнодорожной станцией (если та закрыта) кафе. Там обязательно продаются билеты.

Автобус привез нас в другой мир. Vercelli большой и очень красивый город, богатый, парадный, старый центр. Монументальные здания, дворцы, церкви, и все равно какой-то неухоженный и грязный по сравнению с чистенькими маленькими горными городишками.

С трудом отыскали монастырь, где нас должны были принять. Прежде это был, очевидно, пригород или деревня. Монастырь стоит довольно далеко от центра. Нам открыла дверь странная недобрая женщина в очках, которые не оставляют сомнения о том, что она практически слепа. Злобно нас инструктировала в отношении того, чего нельзя. Потребовала денег за ночлег.

Такого мы еще не видели!! То есть такой грязи и запущенности мы еще не видели ни в одной церкви, ни в одной монастыре. Такое впечатление, что поступая сюда, монахи, а заодно и прочие служащие дают обет НИКОГДА не убираться. Пыль и паутину не сметать, полы не мыть и так далее. А заодно и самим не мыться. А еще не мыть посуду и не убираться в холодильнике. Мы сдуру открыли холодильник, чтобы убрать туда бутылку молока, так забирать ее не стали – страшно было. В церкви монастырской со стен и потолка свисают ошметки краски и штукатурки обильно сдобренные черной паутиной.

Зато впечатляет здание монастырское, где нам отвели комнату, вернее, келью.  Такую же грязную, правда. Старинный дом, коридоры широкие, потолки сводчатые, вдоль стен низенькие двери, ведущие в кельи, там живут служащие монастыря. Монахи где-то в другом месте. Одна из келий отведена под кабинет настоятеля. Вечером он сидел в своем кабинете за массивным письменным столом, дверь была открыта, и были видны старинные фолианты, стоящие в книжных шкафах, лежащие на столе. Совершенно средневековая картинка.

Широкие коридоры впечатляют не меньше. На первый взгляд они полностью завалены хламом, как приглядишься – видно, что они заставлены диванами, шкафами, другой какой-то мебелью, украшены салфеточками, открыточками, иными милыми местным жителям вещичками. Теперь понятно, что это не просто коридор, это гостиная такая. Вещи в кельи не помещаются, только кровати – вот и получился такой коридор.

Поборов брезгливость, переночевали.  А поскольку описания и карты говорят, что впереди несколько дней пути по плоским рисовым полям, а рядом совсем Милан, мы решили изменить маршрут и, заехав на день в Милан, проскочить сразу до Fidenza. Там уже местность интереснее, возвращаются столь любимые нами горы. Такие вот планы на завтрашний день.